Храм Литературы 13 (Van Mieu, Quoc Tu Giam St., 8.00-17.00 ежедневно, вход 12 000 донгов, +8000 донгов) находится в 1 км к западу от озера Хоанкьем. Добраться до ворот святилища учености можно при помощи мотоизвозчика по магистрали, образованной улицами Чанг Тхи и Нгуен Тхай Хок.
Окруженный высокой каменной оградой, Ван Миеу занимает зеленый участок площадью около 55 тыс. кв. м. Что бы ни происходило на окружающих храм улицах, здесь всегда царят тишина и умиротворяющий покой, нарушить который не в силах даже нескончаемая вереница туристических групп.
Вьетнамское название храма представляет собой видоизмененное китайское название «вэнь мяо», что означает не просто «храм литературы», но «храм книжной учености» и даже «храм книжной мудрости». Так называли в Древнем Китае храмы, посвященные памяти Кунцзы, или Конфуция (551 —479 гг. до н.э.), — философа- гуманиста, который в беседах с учениками сформулировал принципы гармоничных отношений между людьми на разных ступеньках общества — от деревни до царского двора.
Начиная со II в. до н.э. идеи Кунцзы стали в Китае основой науки управления государством. Сам мыслитель превратился в полубога, в честь которого в каждом городе Поднебесной в обязательном порядке воздвигался храм. Для конфуцианства характерен настоящий культ знаний, причем таких, которые основаны на чтении книг, а не на «грубом» жизненном опыте. Именно поэтому конфуцианские святыни именуются Храмами литературы. Появление подобного святилища в столице Вьетнама было закономерно. Добившись политической независимости от Китая, средневековые правители страны вовсе не собирались отказываться от заимствования полезных достижений северного соседа. В их числе была до мелочей разработанная схема государственной машины, а также система образования, позволявшая готовить «запчасти» для этой машины, то есть чиновничьи кадры.
С XI в. учение мудрого китайца Кунцзы стало господствующей идеологией национального вьетнамского государства подобно тому, как китайские иероглифы стали письменностью старого Вьетнама. В 1070 г., в царствование короля Ли Тхань Тонга, в столице был построен главный конфуцианский храм — нынешний Ван Миеу. Здесь проводились различные церемонии, часто отнюдь не религиозного характера. Так, в храме проводились государственные экзамены на соискание ученой степени, дающей право занимать чиновничью должность. Система экзаменов также была заимствована вьетнамцами в Китае. Получившие домашнее образование претенденты в указанный срок являлись в уездный город и сдавали экзамен на низшую ученую степень, примерно соответствовавшую европейскому «бакалавру».
Суть экзамена состояла в написании объемистого сочинения на заданную тему из области этики, истории или государственного управления. Победители, которые уже могли рассчитывать на пост в администрации уездного уровня, но не желали довольствоваться малым, отправлялись в провинциальный город, где испытание повторялось. На этот раз наградой была степень «магистра», дававшая, помимо прочего, право сдавать экзамен на высшем, столичном уровне. Победитель столичного экзамена становился «доктором» и мог рассчитывать на губернаторский или министерский пост.
Имена победителей вырезались на каменных стелах, украшавших храмовое подворье в назидание потомству. Это был успех, обеспечивавший славу и благополучие семьи на несколько поколений вперед. Формально в экзаменах мог участвовать любой человек, способный купить книги и сосредоточиться на подготовке к сочинению. Даже если не принимать во внимание коррупцию, распространенную в среде экзаменаторов, получение степени было для большинства участников чрезвычайно трудным делом. Китайский писатель XVII в. Пу Сунлин потратил на одоление первой экзаменационной ступени 50 лет жизни, но так и не добился успеха! Между тем этот человек по праву считается классиком китайской новеллы, а его книги по- прежнему пользуются любовью миллионов читателей.
Территория Ван Миеу состоит из 5 дворов, разделенных внутренними стенами, но соединенных анфиладой ворот. Первый и второй дворы предназначались для прогулок и ожидания. Ворота, ведущие во второй двор, украшает изящный двухъярусный павильон Кхюе Ван. Наряду с Башней Черепахи и пагодой Мот Кот, это строение является символом Ханоя. Третий двор занимает Галерея стел. Здесь высятся 82 памятника, увековечивших имена 1307 лауреатов 82 столичных экзаменов, проводившихся с 1442 по 1779 г. — по одной стеле на каждый экзамен. В четвертом и главном дворе находится храм Конфуция — Дай Тхань. Его центральный алтарь посвящен самому Учителю, а боковые — его главным ученикам Янь Хуэю (вьет. Нянь Уен), Цзэн Шэню (вьетн. Тан Шэм), Цзы- ся (вьетн. Кхонг Ты) и Мэн-цзы (вьетн. Мань Ты). Кроме того, в храме воздвигнуты статуи самого любимого ученика философа — Цзы Гуна (вьетн. Чы Конг) и 72 выдающихся конфуцианских теоретиков.
С обеих сторон к храму примыкают бывшие экзаменационные залы, ныне приютившие книжные и сувенирные лавочки. Кроме того, здесь дают небольшие концерты традиционной вьетнамской музыки. В пятом дворе Ван Миеу некогда находилась конфуцианская академия Куок Ты Зям — первый вьетнамский университет. Здесь до сих пор сохранились жилые каморки студентов, непритязательные учебные комнаты, а также внушительных размеров колокол и барабан. С их помощью подавали сигналы, отмечавшие ход времени и регулировавшие распорядок дня.
На протяжении более чем столетия, с 1076 по 1802 г., ханойский Ван Миеу выполнял функции университета и национальной академии наук. После того как столицей династии Нгуен стал Хюэ, ханойский храм Литературы пришел в упадок. В 1947 г., во время II Индокитайской войны, бомбардировки французской авиации сильно повредили (фактически разрушили) древний памятник. Восстановление Ван Миеу началось уже в начале 1950-х гг. Немалую роль сыграл в этом Хо Ши Мин, всю жизнь с огромным уважением относившийся к личности Конфуция. Известно его высказывание о том, что Конфуций и Маркс смогли бы найти общий язык, случись им встретиться. В 1965 г., в свой 75-й день рождения, лидер Вьетнама посетил могилу и храм философа в китайском городе Цюйфу.
Реставрация комплекса Ван Миеу длилась несколько десятилетий и была завершена лишь в 2000 г. Несмотря на восстановительные работы, храм вот уже долгие годы входит в обязательную программу визита всех высокопоставленных гостей страны. В разное время здесь побывали Климент Ворошилов и китайский премьер Чжоу Эньлай, Фидель Кастро и Джавахарлал Неру, Билл Клинтон и Владимир Путин. Во время визита российского президента в феврале 2001 г. его свита оказалась столь многочисленной, что центральную дорожку храма пришлось срочно расширять на добрых полметра.